Галера "Принципиум"

ГАЛЕРА "ПРИНЦИПИУМ"

Галера построена в начале 1696 года в в Воронеже по голландскому образцу. В апреле того же года вместе с двумя другими однотипными судами была спущена на воду. Длина – 38, ширина – 6 метров, высота от киля до палубы около 4 м. В движение приводилась 34 парами весел. Численность экипажа – до 170 человек. Имела на вооружении 6 пушек. По типу «Принципиума», лишь с некоторыми изменениями, было построено еще 22 судна для участия в Азовском походе Петра I.
3 мая 1696 года «Принципиум» под командованием Петра I в голове отряда из восьми судов покинула Воронеж и после 12-дневного плавания под парусами прибыла в Черкесск. Во время этого перехода на ее борту Петром I был написан так называемый «Указ по галерам», явившийся прототипом «Морского Устава», в котором были оговорены дневные и ночные сигналы, а также указания на случай боя. 27 мая это судно в составе флота впервые вышло в Азовское море, а в июне участвовало в блокаде с моря осажденной русскими восками турецкой крепости Азов, закончившейся капитуляцией ее гарнизона.
По окончании боевых действий под Азовом галера была разоружена и поставлена на Дону недалеко от крепости, где впоследствии за ветхостью была разобрана на дрова. В документах того времени чаще встречалась под наименованиями «Его высочества» и «Кумандера».

Корабль "Предестинация"

КОРАБЛЬ "ПРЕДЕСТИНАЦИЯ

Корабль заложен 19 ноября 1698 года в Воронеже непосредственно самим Петром I. 27 апреля 1700 года спущен на воду и в апреле 1702 года переведен в Азов. Длина – 36, ширина – 9.5 метров, экипаж – 253 человека. Имел на вооружении 58 пушек. Этот корабль, построенный русскими мастерами, помимо хороших мореходных качеств, обладал и некоторыми конструктивными особенностями по сравнению с другими не только русскими, но и зарубежными кораблями такого типа. Конструкция корпуса корабля выполнена так, что в случае повреждения или утери киля судно могло продолжать плавание, и ему не угрожало затопление. По словам самого Петра «корабль сей был весьма красивый, зело изряден пропорцией, изрядного художества и зело размером добрым состроенный». Мастерство его строителей – Скляева и Верещагина было высоко оценено также голландскими, датскими и английскими специалистами - в то время лучшими кораблестроителями в мире. Однако полностью продемонстрировать свои боевые и мореходные возможности корабль не смог, ввиду вынужденной бездеятельности Азовского флота в те годы. В 1711 году, при сдаче Азова, был продан турецкому правительству.

Бой в устье Невы

БОЙ В УСТЬЕ РЕКИ НЕВЫ

У Ниеншанца произошло событие, память о котором Петр сохранил на всю жизнь. Шведский адмирал Нумерс, не зная о том, что Ниеншанцем уже овладели русские, отправил 5 мая 1703 года два корабля своей эскадры в устье Невы. Петр решил атаковать корабли. Ранним утром 7 мая под покровом тумана от берега отчалили 30 лодок с солдатами. Половиной из них командовал Петр, другой – Меншиков. Оба отряда лодок подкрались к шведским кораблям и одновременно взяли их на абордаж. Быстротечная схватка закончилась овладением кораблями и почти полным истреблением их экипажей, поскольку они «пардон зело поздно закричали». Атака кораблей примитивными лодками, экипажи которых располагали лишь ружьями и гранатами, была крайне рискованной. Надо было обладать огромной отвагой, чтобы решиться на это предприятие. Петр рисковать не любил, предпочитал действовать наверняка, и благополучно окончившаяся операция, кажется, была единственной, где царь отступил от своего правила. Успех большого значения не имел, во всяком случае, по своим результатам он был менее важным, чем овладение Ниеншанцем. Тем не менее, восторгу царя не было конца. Объяснялось это тем, что виктория была одержана на воде и при неравенстве сил. Она положила начало славным победам русского флота. В честь этого события была выбита медаль с лаконичной и выразительной надписью: «Небываемое бывает». Двумя словами выражена и суть события и дана ему оценка: не бывало, чтобы лодки напали на корабли, вооруженные пушками; не бывало, чтобы атака лодок завершилась столь успешно.
Эта победа заставила шведскую эскадру навсегда оставить устье Невы. Для его защиты была основана крепость на острове Янни-Сари в мае 1703 года (Петропавловская) и заложен город Санкт-Петербург – будущая столица империи и первый русский порт на Балтийском море.

4акагенція чудового дизайну
Hosted by uCoz